Инструкция для направления вашей творческой мысли.
1. Эпизод появления домового, "которого никто не должен видеть" (важны звук его появления, а топом портрет, особенно глаза, "в которых билось страдание").
2. Продумать контрастные краски для изображения сюжета (сочные, яркие для изображения прошлой жизни, природы и т.д. и серые, тусклые - для изображения настоящего времени и рудников).
3. Каким образом можно показать в эпизодах киносценария (музыка, вставные эпизоды, смена планов, голоса за кадром и др.) авторское представление о воображаемой жизни-сказке (судьбе человека) Ральфа: "нищета, золотая россыпь, покупка корабля и кружево громких легенд... Вечная игра... Вечная музыка берега и моря..."?
4. Способы включения в фильм двух контрастных эпизодов ("Мир героини": "Для Анни - все чудо" (смех от солнечного зайчика, стучала и слушала камень и т.д.), ее портрет - "дикий цветок" "Анни - сама чудо"; "Мир героя": Филипп - другой, все объяснял рационально, эмоционально реагировал только на встречу с Ральфом, его портрет - он "никогда не ссорился с Анни")
5. Какой эпизод в киносценарии может быть сквозным (корабль, образ моряка, цветок, камень и др.)?
6. каким образом вписать в киносценарий "жаркие дни" и "холодную воду", которая "утоляет жажду" (в чем, у кого, какую) и , вероятно, "послужила причиной гибели героев"?
7. Каким образом (в начале, или после какого эпизода, или как повторяющийся кадр и т.д.) возможно включение кадра, иллюстрирующего эпиграф?
8. Каким эпизодом вы бы закончили фильм?
9. Дайте заглавие фильму.("Непонятная история", "Жизнь как сказка", "Сказка или реальность?", "Почему домовые непроницательны?", "Любовь", "Мечта" и др.)
Киносценарий по рассказу «Словоохотливый домовой»
Действующие лица:
|
Описание героя
|
Ассоциативный ряд
(с чем ассоциируется герой?)
|
Музыка, созвучная внутреннему миру героя
|
Домовой
|
Одинокий, грустный, его хочется пожалеть.
|
Существо, которое оказалось между мирами. Человек, существо, по каким-то причинам что-то не познавшее. Что-то должно произойти. Чтобы он успокоился.
|
Лирическая музыка грустная музыка.
(В.А.Моцарт. «Концерт №23 часть 2»)
|
Анни
|
Непосредственная, мечтательная, наивная, романтичная, «легкая», с глубоким внутренним миром.
|
Мечта, алые паруса, Ассоль, загадка.
|
Спокойная, мелодичная, романтическая музыка, местами переходящая в игривую, живую композицию.
(А.Рубинштейн. «Мелодия»)
|
Филипп
|
Добрый, жизнерадостный реалист, живущий реальной жизнью.
|
Камень, железо, каменоломня.
|
Четкие, строгие ритмы, спокойная, размеренная композиция.
(Ф.Шопен «Вальс»)
|
Ральф
|
Непосредственный, смелый, ищущий приключений, романтик
|
Приключения, легенда, сказка, мечта. Человек, который всегда находится в поиске приключений, способный на подвиг.
|
Звуки бьющихся о берег волн, шум прибоя, романтическая композиция
(Ш.Гуно «Вальс»)
|
Киносценарий по рассказу "Словоохотливый домовой"
Сцены
|
Звуковой фон
|
Голос за кадром
|
Содержание сцены
(монологи, диалоги)
|
Ремарки
|
Ретроспектива
|
Ф.Шопен «Ноктюрн»
|
Цветок в пустыне
Алексей Панищев
Цветок в пустыне
Когда в пустыне ночью хладной,
А днём горячей и сухой
Ты вдруг найдёшь цветок прекрасный,
Ты помни: он в песке – чужой.
Не дал сорвать себя невеждам,
Но не нашёл нигде тепла,
Чужой пустынным знойным средам,
Где не нужна его краса.
Случайно в мир песков заброшен
По воле ветра иль дождей,
Он лишь смертельным вихрем спрошен
О страхах ползающих змей.
Но что цветок прекрасный знает
О хладных тварях недр земли?
И так идея отцветает
Спасающей жизнь красоты.
Не долог век его в пустыне,
Он быстро-быстро отцветёт,
Красой мелькнёт в мертвецком мире
И в дюнах тихо он умрёт.
|
Крупный план
Песчаная, каменистая почва, дует сильный ветер. Среди «мертвой» красоты растет цветок, яркий, живой. (лейтмотив) Рядом сидит маленькая девочка, которая поливает этот цветок.
|
Контраст красок (на фоне тусклой, серой, каменистой почвы ярко-алый цветок.
|
Путь к дому
|
К.Дебюсси «Прелюдия»
|
Лил дождь. Я вошел в этот заброшенный дом переждать непогоду и увидел его, забывшего, что надо исчезнуть...
|
Ветер, дождь. Герой пытается укрыться в заброшенном доме. Домов несколько, но он решает забежать в тот, на окне которого растет ярко-алый цветок. (лейтмотив)
|
Контраст красок (на фоне разгромленного, разрушенного дома ярко-алый цветок, растущий из щели подоконника из набившейся годами земли)
|
Знакомство с домовым
|
(В.А.Моцарт. «Концерт №23 часть 2»)
|
|
Домовой:
- Теперь все равно, все равно, тебе никто не поверит, что ты видел меня.
Герой-путник:
- Не бойся. Не получишь ты от меня ни выстрела серебряной монетой, ни сложного заклинания. Но ведь дом пуст.
Домовой:
- И-ох. Как, несмотря на то, трудно уйти отсюда
- Вот послушай. Я расскажу, так и быть. Все равно у меня болят зубы. Когда говоришь - легче. Значительно легче... ох. Мой милый, это был один час, и из-за него я застрял здесь. Надо, видишь, понять, что это было и почему. Мои-то, мои,
- Мои-то, ну, - одним словом, - наши, - давно уже чистят лошадиные хвосты по ту сторону гор, как ушли отсюда, а я не могу, так как должен понять.
|
|
Описание комнаты, стен дома
|
Заброшенный дом
|
Я осмотрелся…
|
Панорамная съемка.
Обшарканные стены, разбитые окна, в потолке дыры.
|
Черно-белые краски. Единственное яркое пятно- цветок.
|
История, рассказанная домовым (жизнь Анни и Филиппа до приезда Ральфа)
|
Ф.Шопен «Вальс»
|
Домовой:
- Но представь теперь, что все светится чистейшей медной посудой, занавеси белы и прозрачны, а цветов внутри дома столько же, сколько вокруг в лесу; пол ярко натерт; плита, на которой ты сидишь, как на холодном, могильном памятнике, красна от огня, и клокочущий в кастрюлях обед клубит аппетитным паром.
|
Уютный, чистый, светлый дом. Теплый, легкий ветерок поднимает воздушные шторы. Стол накрыт на две персоны.
Тем временем мужчина работает на каменоломне: в руках молоток, Сам он весь в саже, пытается разбить камень. В очередной раз стукнув по камню, мужчина не замечает цветок, растущий из-под камня, и попадает прямо по нему. Цветок сиротливо сбит. (лейтмотив)
У окна стоит красивая молодая женщина и ждет мужа.
|
Черно-белое кино сменяется яркими красками.
|
Встреча Филиппа
|
Ф.Шопен «Вальс»
|
Я не слышал, чтобы они ссорились, - а я все слышу. Я не видел, чтобы хоть раз холодно взглянули они, - а я все вижу.
|
Филипп:
-Анни, я не один!, со мной мой Ральф!
Анни:
-Снова шутишь, - улыбаясь отвечает женщина.
Филипп:
-А давай снова посмотрим фотографии.?
- "Он скоро приедет, он будет у нас, когда его трехмачтовый "Синдбад" попадет в Грес. Оттуда лишь час по железной дороге и час от станции к нам".
Анни:
-Я хочу спать, Филь, кто шепчет на вершинах деревьев? Кто ходит по крыше? Чье это лицо вижу я в ручье рядом с тобой?
Филипп:
- Ворона ходит по крыше, ветер шумит в деревьях; камни блестят в ручье, - спи и не ходи босиком".
|
|
Анни в лесу
|
|
Был солнечный день полного расцвета земли, когда Филипп, с записной книжкой в руке, отмечал груды гранита, а Анни, возвращаясь от станции, где покупала, остановилась у своего камня и, как всегда, заставила его петь ударом ключа.
Так забавлялась она, думая, что ее не видят.
|
Обломок скалы. Анни ударяет его, он долго звенит, все тише и тише, она прикладывается ухом и вскрикивает:
- Он все еще звенит!
Анни остановилась, слушая, и стала стучать по камню, улыбаясь.
Вдруг человек вышел из-за поворота дороги и подошел к ней.
|
Теплая погода, ярко-светящее солнце.
|
Встреча Ральфа
|
Ф. Лист «Рапсодия»
|
Человек вышел из-за поворота дороги и подошел к ней. Шаги его становились все тише, наконец, он остановился; продолжая улыбаться, взглянула она на него, не вздрогнув, не отступив, как будто он всегда был и стоял тут.
Он был смугл - очень смугл, и море оставило на его лице остроту бегущей волны. Но оно было прекрасно, так как отражало бешеную и нежную душу. Его темные глаза смотрели на Анни, темнея еще больше и ярче, а светлые глаза женщины кротко блестели.
|
Девушка протянула свою руку к подходящему к ней высокому мужчине.
Филипп, который подошел тем временем вскинув вверх свою шляпу , закричал:
-Ральф! Это моя Анни!
|
|
История, рассказанная домовым (жизнь Анни и Филиппа после приезда Ральфа)
|
Ф. Лист «Рапсодия»
|
Они условились и расстались. Вот все, охотник, убийца моих друзей, что я знаю об этом. И я этого не понимаю. Может быть, ты объяснишь мне.
|
Ральф:
- Я вернусь, Филь, я перепутал твой адрес и думал, что иду не по той дороге. Потому я не захватил багажа. И я немедленно отправлюсь за ним.
Рассказчик:
- Ральф вернулся?
Домовой:
- Его ждали, но он написал со станции, что встретил знакомого, предлагающего немедленно выгодное дело.
Рассказчик:
- А те?
Домовой:
- Они умерли, умерли давно, лет тридцать тому назад. Холодная вода в жаркий день. Сначала простудилась она. Он шел за ее гробом, полуседой, потом он исчез; передавали, что он заперся в комнате с жаровней. Но что до этого?.. Зубы болят, и я не могу понять...
Рассказчик:
- Так и будет…Только мы, пятипалые, можем разбирать знаки сердца; домовые - непроницательны.
|
|
Финальная сцена
|
Ф. Шопен «Ноктюрн»
|
Это случилось ровно через три дня. Проходя мимо дома, на крыше которого была сооружена мачта корабля, я увидел старика…
|
Высокий, седовласый пожилой мужчина стоит у окна, мечтательно смотрит вдаль и насвистывает песню об Анне. На окне в большом горшке растет алый цветок.
|
|
|